СЕРГЕЙ РУДАКОВ
Всем привет, друзья. Первый пост текстовой рубрики о людях, чьё творчество кажется мне талантливым, но незаслуженно обделённым вниманием, был о Бранимире. И, как мне показалось, пост был интересен людям, мне даже в личные сообщения прилетали благодарности за то, что открыл "новое имя" (хотя Бранимир — имя отнюдь не новое на отечественных музыкальных просторах, что ещё больше подтверждает две вещи: 1. первое — то, что люди самостоятельно не очень-то любят выискивать новое, знакомиться с чем-то, мониторя всевозможные закрома бескрайнего интернета, 2. второе — то, что, по всей видимости, не зря, имея какой-никакой выход на аудиторию, пусть и не самую обширную, транслирую некоторые имена в мир). Итак, ещё раз обозначу свои мотивы. Я говорю о тех, кто именно НУЖДАЕТСЯ в представлении. Я могу любить творчество группы Сплин, но будет глупо кричать вам из текста «Прошу вас, ну, послушайте вы группу Сплин! Это очень талантливая поэзия! Это очень хорошие песни!» — я с трудом представляю себе человека, который не слышал бы ни одной песни Александра Васильева, а если такой человек существует, то, вероятнее всего, он живёт внутри заваренного наглухо танка, который выбросили в открытый космос, снабдив этого счастливого, не обременённого мозгом жителя бесконечным питанием и круглосуточной трансляцией моего любимого шоу «Сердца за любовь». Также повторю: я убеждён, что созидающему искусство посмертное признание ни к чему. Сказанное вовремя «спасибо», живые глаза зрителя на концерте — всё это ценнее любого бронзового памятника после смерти.
Кстати, о «Сплин» и прочих «музыкальных небожителях». Вчера мы впервые отыграли на Главной Сцене Нашествия. И мне удалось послушать коллективы, которые я слышал, будучи школьником. Меня посетило множество мыслей, и я хочу порассуждать в процессе знакомства вас с творчеством героя моего поста.
Так вот, тема первая. Та самая осознанная людская ограниченность. Перед нами играл сет Сергей Галанин с бэндом. И поляна Нашествия была полна. Признаюсь, я наблюдал за кулисами этот хором поющий океан людей и чувствовал, как непреодолимо накатывает волнение. Которого до этого не ощущал — был абсолютно спокоен до того момента, пока не увидел многотысячную толпу. Люди дружно, громко и радостно вступали в диалог с группой «СерьГа» — «А что нам надо?» — «Да просто свет в оконце!» — отвечала толпа. И это было действительно потрясающе. Потом на сцену вышли мы. И толпа быстро и ощутимо «подтаяла»-поредела. Как и моё волнение — оно от этого почти что улетучилось. Очень кстати — потому что дальше начались такие проволочки со звуком, что если бы я ещё и паниковал, то был бы уже не музыкальный сет, а натуральный смертельный номер)) Не буду долго описывать всё это, во-первых, потому что уже поделился впечатлениями в своём Инстаграме, во-вторых, — потому что суть не в этом. А в том, что как только известный артист отыграл, люди потеряли интерес к происходящему на сцене. Во мне говорит вовсе не уязвлённое самолюбие — для нас выступление в любом случае было большим событием, оставшиеся люди поддерживали так, будто поляна и не редела, за что им многократное спасибо! Но факт остаётся фактом — большинству людей не интересно новое. А чтобы это новьё донести, чаще всего необходимо долгое, настойчивое, агрессивное транслирование везде и всюду. И тогда через умственную лень, через сопротивление и брезгливое непринятие (а это зачастую — первые реакции на «каких-то непонятных ноунеймов»), есть вероятность «разбудить и возбудить» слушателя. Сложность этого процесса напрямую зависит и от материала, разумеется. Именно поэтому рафинированный коммерческий продукт протолкнуть проще — хотя механизм остаётся тот же самый. Когда я говорю об этом, всегда вспоминаю появление Дорна — даже я, очень открытый к новой музыке человек, подумал сперва «Почему он так поёт? Что не так? Он что, откусил в ванной кусочек мыла?» Но это не остановило меня послушать ещё. Потом ещё. И полюбить Ивана Дорна. Так вот, друзья, а это всё же — Иван Дорн. Ещё тот самый Стыцамэн, неэкспериментальный и хитовый. А теперь представьте, что нужно сделать, чтобы «возбудить» массового слушателя на какой-нибудь условный фри-джаз с вокалистом, орущим гроулингом. Сколь бы ни был интересен такой музыкальный продукт с точки зрения формы и содержания (например, тот самый вокалист-гроулер орёт об эзотерике и новых технологиях, используя тройные рифмы и сложнейшие метафоры), продавить его в массы невероятно сложно. Не говорю «невозможно», потому что это не так. Но то, что титанически трудно — точно. К тому же правило обычно работает так: чем замысловатее форма и сложнее "внутрянка", тем неподъёмнее труд продвижения. Говоря об этом, вовсе не хочу подтвердить фразу из песни Захара Мая «Главная проблема музыки в России». Потому что вкусы не складываются из ничего. Плохой вкус — равно как и плохое питание, к примеру — лишь следствие. Следствие плохого информационного фона. Обратите внимание, что ни у одного ресторана здорового питания, ни у одного магазина с диетическими продуктами нет такой мощнейшей промо-кампании, как у исполинов фаст-фуда.
И тема номер два, из которой мы постепенно подберёмся к предмету поста. Когда я слушал душевные русрок-баллады, невольно вспоминал о Сергее Рудакове. Вспоминал и думал, что многие его песни могли бы точно так же звучать с таких серьёзных сцен. И люди хором пели бы эти простые, но очень хорошие слова. «Простые, но очень хорошие» — это ключевой момент. Когда-то давно, учась в университете в провинциальном городке, носящем имя Вологда, я угодил на клубный фестиваль. Это был один из первых опытов выступления на сцене перед зрителями. И, что называется, хедлайнером этого мероприятия был тот самый Сергей Рудаков. Я слушал его из-за кулис, слышал, как хором подпевали люди. Можете не верить мне, по испытывал примерно то же самое, что и на Нашествии в момент выступления Сергея Галанина. Рудаков был настоящей звездой. И выглядел круто и стильно, как звезда (судя по поздним фото, продолжает выглядеть так же). И, по моему личному убеждению, мог бы стоять на месте того же Галанина, «Ундервуд» или группы «Конец Фильма». Но что-то пошло не так. Я не знаю точных причин, почему Сергей Рудаков не стал одной из живых икон Нашего Радио. Быть может, это отсутствие амбиций, какая-то скромность, нерешительность. Мы знаем множество примеров, когда после серии неудач человек брал себя в руки (чтобы эти руки не опускать) и в итоге добивался колоссального успеха. Но, к сожалению, обратных примеров ещё больше. В мире искусства мало обладать талантом к этому самому искусству. Как бы это цинично ни звучало, подчас важнее умение себя предложить, самопрезентоваться, «продать» (я специально беру это словно в кавычки, чтобы предугадать и пресечь умников, твердолобо затирающих про непродажность искусства, про свободу творчества и пр.). И большинству мешают скромность, боязливость, гордость. А опытные продюсеры и хваткие импресарио не поджидают за каждым углом, вместо них тебя там поджидают люди, которые говорят «Песенки — это, конечно, хорошо, но это не работа, ты б газетку с объявлениями купил, там есть раздел "Вакансии"... Песенки — это хобби, вот сходил на работу, а потом поиграй немножко в выходные!» И в итоге Сергея Рудакова слушаю я, а вы слушаете на VK Fest`е Ольгу Бузову. И знаете, чисто по-человечески меня восхищает Ольга Бузова — в человеке столько уверенности в себе, что, несмотря на очевидную, казалось бы, для всех музыкальную беспомощность, она — едва ли не самый обсуждаемый и популярный артист. Ольге Бузовой здорово в этом смысле повезло... Повезло, короче, Ольге Бузовой с Ольгой Бузовой! А вам с Ольгой Бузовой не очень повезло.
Что касается С.Рудакова — у Сергея и сейчас есть группа. Вот и ССЫЛОЧКА, например, перейдите, послушайте. Рудаков бесконечное количество раз менял имена проектов, словно пытаясь перечеркнуть былое и начать с нуля. Были разные периоды. Какие-то мне нравятся больше, какие-то меньше. Но неизменно одно — несколько его песен я безумно люблю. Настолько, что иногда пою их сам для себя — а спеть что-то чужое, да ещё и просто так, меня тянет редко. Я буду рад, если вы познакомитесь с этими песнями тоже. Как говорится, большие СМИ вам про это не расскажут, что ж, это сделаю я. )
Кстати, в завершение, о больших СМИ. Не так давно вышел номер «Русского Репортёра» с моим интервью. Там я говорил о молодых артистах, точнее — о том, что мне не нравится в некоторых молодых артистах. Само собой (а это было ожидаемо с самого начала) мои высказывания были встречены негодованием в комментариях. Признаюсь, я даже не сдержался, проявил слабость и одному из комментаторов ответил в лс. После чего человек подчистил все комментарии (хотя я говорил, что удалять их не нужно). Особенно мне запомнился язвительный комментарий от девушки (не буду называть имени в тексте): « Михаилу надо критиком работать (обозреватель, автор колонки и тд). За вечные ценности, за правильное воспитание молодёжи, за хороший вкус чтоб объяснял. Возможно, в журнале Эксперт». К слову, девушка, насколько мне известно, сама работала (или работает по сей день) журналистом и когда-то даже беседовала с нашей группой, готовя материал. И была дружелюбной поначалу. Позже, уж не помню точно, по какой причине, в нашем сообществе стали появляться регулярные колкие комментарии, автором которых являлась она же. Настолько частые, что Сергеич даже напрямую спросил, в чём дело. Мол, если Вам настолько противно всё, что мы делаем, зачем постоянно просматривать группу, просто забейте на нас. Девушка крепко обиделась и пообещала НИ-КОГ-ДА больше не писать нам! Но, как часто бывает, если женщина говорит «никогда», то это вовсе не означает «никогда» :3 и вот — ррраз! — и тот самый комментарий про «Михаила-критика». Ну, что ж. Иногда приятно выполнять пожелания людей. Второй текст о талантливых людях — йююху! у меня почти что своя журналистская колонка, как и заказывали! Смешно, но несколько лет назад меня не взяли работать ни в одну газету Петербурга. И когда мы накануне Нашествия разбирали кучу сообщений от «юных, подающих надежду журналистов», которые бомбили нас вопросами с формулировкой «Вот те-то те-то отказались от участия в Нашествии, а вы вот всё-таки всё равно будете играть?! О_о» мне, во-первых, жутко хотелось ответить «Вы, наверное, бросили школу в пятом классе, когда узнали, что государственные школы на гос.обеспечении?», а во-вторых, я внутренне благодарил тех людей, которые когда-то отказали мне в трудоустройстве.
В общем, как говорят модные блоггеры, жмите лукрецию, жизненно необходимы ваши репосты, давайте наберём к ноябрю миллион подписчиков — и я подарю миллионпервому свои свежесбритые усы, трясите колокольчиками, тыкая в них своими пальцами вверх бла-бла-бла и прочие извращения ;3 Обязательно напишу вам про кого-нибудь ещё, если этот пост наберёт тридцать тысяч репостов! А если не наберёт... то... всё равно напишу)